При выборе электротранспорта часто поступает вопрос какое мотор-колесо выбрать – редукторное или с прямым приводом? На этот вопрос нет одного правильного ответа так как все зависит от ваших персональных требований. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки обоих вариантов.
Мотор-колесо – это очень популярный тип двигателей для электровелосипедов и электросамокатов. Электродвигатель размещается в ступице велосипедного колеса. У мотор-колеса простое строение. В составе электромотора нет частей, которые подвергаются трению во время эксплуатации. Электродвигатель, передаточный механизм и колесо объединены в единый узел.
По характеристикам и конструкции мотор-колеса бывают 2 типов – прямоприводные (Директ-Драйв Hub Motor) и со встроенным планетарным редуктором (Geared Hub Motor).
При выборе типа мотор-колеса, в первую очередь, ориентируйтесь на необходимую вам скорость. Мотор-колесо с прямым приводом и мощностью больше 500 Вт следует выбирать если вам необходима скорость выше 30 км/ч. Если планируете передвигаться в пределах скорости 30 км/ч, отдавайте предпочтение редукторное мотор-колесу.
Мотор-колесо с прямым приводом (безредукторное)
Мотор-колесо с прямым приводом состоит из ротера и статора. Ротор - ось колеса с обмотками. Она неподвижна и прикреплена к раме велосипеда. Статор — это втулка колеса с мощными постоянными магнитами, к которой закреплены спицы и обод, при этом она подвижна. Электромотор вращается вокруг вала, представляющего собой фиксированную ось, вращая колесо и заставляя электровелосипед двигаться.
Данный тип мотор-колеса не имеет механических частей внутри, поэтому динамические характеристики остаются постоянными в течение всего периода эксплуатации.
Главные плюсы прямоприводных мотор-колес:
- Высокая мощность - от 500 Вт до 3000 Вт и выше. Таким образом можно развивать высокую скорость до 100 км/ч и больше. Директ-драйв используют в скоростных моделях электровелосипедов и электроскутерах.
- Высокий КПД благодаря отсутствию редуктора
- Не нуждается в техобслуживании и смазке. Износу поддаются только подшипники
- Тихая работа и отсутствие вибрации
Недостатки прямоприводных мотор-колёс:
- Присутствует сопротивление при передвижении с выключенным мотором. Например, при разряженном аккумуляторе крутить педали будет чуть сложнее, чем на классическом велосипеде.
- Большой вес и размеры
- Обычно прямоприводные МК стоят дороже редукторного при идентичной мощности.
Редукторное мотор-колесо
Редуктор — это механизм, который увеличивает крутящий момент мотор-колеса, но при этом снижает максимальную скорость до 30 км/ч. На ровной дороге скорость будет небольшая, но при этом подъем в гору будет легким. Это сопоставимо с ездой на машине на первой-второй передаче.
Плюсы редукторных мотор-колёс:
- У данного типа мотор-колеса не возникает сопротивление при езде с выключенным мотором. При разрядке аккумулятора вы сможете ехать на нем как на обычном велосипеде.
- Маленький вес, который не утяжеляет электровелосипед.
- Небольшие габариты – мотор-колесо почти не заметно на фоне всей конструкции.
- Легкий подъем в горку и хорошие тяговые характеристики.
Минусы редукторных мотор-колес:
- Относительно невысокая мощность 250-500 Вт.
- Большая стоимость за счёт сложности конструкции (если сравнивать с безредукторными мотор-колёсами с идентичной мощностью).
- Имеет меньшую надежность также из-за сложной конструкции.
- КПД редукторных мотор-колёс ниже мотор-колес с прямым приводом.
На что обращать внимание при выборе мотор-колеса?
- На какой местности вы планируете ездить на вашем электротранспорте.
- Какая скорость электровелосипеде вам нужна.
- Собираетесь ли вы перевозить грузы или крупный багаж.
Как эксплуатировать прямоприводные и редукторные мотор-колеса?
Чтобы вам не приходилось заниматься ремонтом соблюдайте простые правила использования мотор-колес.
Не погружайте мотор-колесо в воду. Влага не должна попадать через кабельное отверстие. Не запрещается ездить на электровелосипеде или байке в небольшой дождь, но избегайте глубоких луж, вода в которых достает до мотор-колеса.
Избегайте больших механических нагрузок и перегрева. Допустимый нагрев колеса – 60 градусов. Если температура будет превышать этот показатель, то это будет приводить к размагничиванию неодимовых магнитов и уменьшению КПД. Дальнейший разогрев приведет к большим поломкам – выходу из строя датчиков Холла или межвитковому замыканию. Если мы говорим про прямоприводное мотор-колесо, то езда на высоких скоростях вызовет приведет к износу подшипников, а у редукторных мотор-колес – к быстрому выхода из строя редуктора.
Вы можете познакомиться с выбором электровелосипедов на нашем сайте